Коносамент ФИАТА — документ, которому доверяют

С ослаблением санкций против Ирана коносамент ФИАТА (FIATA Bill of Lading) вновь становится актуальным

Тот, кто хочет перевезти товары в Иран на грузовиках, должен в обязательном порядке заказать у экспедитора, занимающегося этой перевозкой, коносамент ФИАТА. Но этот документ не теряет своего значения и для других направлений перевозок и перевозок со сменяющимися перевозчиками. Так что же это за документ и для чего он нужен? Первоначально он был разработан ФИАТА (Международная федерация экспедиторских ассоциаций) для мультимодальных перевозок с тем, чтобы наряду с отдельными товарными накладными для разных видов транспорта имелся бы и всеохватывающий стандартизированный документ, который продавец отправлял бы покупателю для упрощения передачи груза. Документ отвечает требованиям ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию) и признаётся ICC (Международная торговая палата). Коносамент ФИАТА – это своего рода ценная бумага, выпускаемая экспедитором, который подтверждает ею прием груза и даёт безотзывное обязательство передать этот груз уполномоченному лицу в определенном месте. Экспедитор тем самым принимает на себя ответственность за успешное проведение перевозки всеми участвующими перевозчиками; условия принятия ответственности приведены на обратной стороне коносамента. Как ордерный документ, коносамент содержит информацию об уполномоченном на принятие груза лице, которая с помощью индосамента (письменного внесения нового грузополучателя в коносамент) может быть таким образом изменена при условии отсутствия отметки „non-negotiable“ (непередаваемый). Коносамент ФИАТА часто используется в качестве сопроводительного документа при сделках с применением аккредитивных способов оплаты. Но это теоретическая часть назначения коносамента. А как выглядит применение коносамента ФИАТА на практике (упрощенно)? Допустим, австрийская компания хочет продать в Иран какое-либо техническое оборудование. Для оформления сделки должен быть задействован экспедитор, который, как член ФИАТА, имеет право выпустить требуемый коносамент. Экспедитор вносит в данный документ информацию о своем клиенте (то есть продавце), о товаре, о грузополучателе и передает документ своему клиенту. Тот, в свою очередь, пересылает документ к указанному в договоре сроку покупателю оборудования, с тем, чтобы покупатель мог получить товар в месте назначения. Ответственность за доставку товара до места назначения несет экспедитор, выписавший коносамент. Чтобы избежать рисков на случай, если товар доставлен, но не последовал платеж, либо товар оплачен, но не доставлен, часто, в целях безопасности, открывается банковский аккредитив и в этом случае деньги по договору переводятся банками получателя (открывающий аккредитив банк) и отправителя (авизирующий аккредитив банк) на договорно-доверительной основе. В обращении коносамента ФИАТА это означает, что в качестве грузополучателя выступает упомянутый в коносаменте как „consigned to order of“ банк покупателя оборудования. А право владения оборудованием перейдет покупателю оборудования только после оплаты его стоимости, посредством индосамента (передачи прав) в коносаменте ФИАТА.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Транспортное страхование, с какой стати?

При повреждении грузов во время перевозки дополнительное транспортное страхование обеспечит Вашу защиту от финансовых потерь, особенно в тех случаях, когда ответственности перевозчика недостаточно. Зачастую, когда перевозимые товары были повреждены или…

DDP-сервис, или иначе аутсорсинг ВЭД

«Логистика – это просто! С нашей услугой DDP-сервис у вас есть возможность приобрести товары за рубежом, возложив бремя таможенных забот на нашу компанию.» Raschid Junussov, CEO OOO Kondor

Окончательная версия нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ЕАЭС) должна вступить в силу с 1 июля 2017 года.


Президент Белоруссии Александр Лукашенко на этой неделе подписал соглашение о вступлении в силу нового Таможенного кодекса ЕАЭС. Ранее Президент России Владимир Путин пошел навстречу Беларуси в отношении газового вопроса. Поэтому…

Ограничение движения в России и Республике Беларусь.

„И в нынешнем году в России и Республике Беларусь снова издаются приказы, в которых определено, на каких дорогах федерального значения вводится ограничение движения на весенний период, а точнее говоря, устанавливаются…